|
Эксклюзивное интервью с ДМИТРИЕМ БРОДКИНЫМ,
первым администратором, а впоследствии и первым директором группы "Крематорий"
(1984 - 1988 г.г.), взятое Виктором Троегубовым в июне 1998 года.
Данное интервью представлено в
книге Троегубова "Жизнь в Крематории" для объективного рассказа о
жизни гр."Крематорий" в период с октября 1987г. до конца весны
1988г.
страницы [1] [2][3]
- Осенью 1987 года я серьезно
заболел. Несмыкание голосовых связок на долгие пять месяцев отняло у
меня возможность не только петь, но и просто говорить. Меня никто не
выгонял из группы "Крематорий", но сам я уже считал себя вне ее. Я
был уже без "Крематория", а "Крематорий" был без меня. Ты всегда был
предельно честен со мной, в частности - никогда не скрывал, что из
двух лидеров группы поддерживаешь не меня, а Григоряна, чье
творчество тебе было симпатичней. Именно то, что ты, директор
"Крематория", тогда занял сторону Армена, заставило меня покинуть
группу. И вот вы остались без "помехи" в моем лице. Какие же задачи
группа ставила тогда перед собой? - Основной
стратегической линией являлся выпуск добротного коммерческого
альбома. С момента выхода предыдущей записи - "Иллюзорного мира" -
прошло почти два года. За это время накопилось огромное количество
нового материала. За столь длительный период постепенно были
отброшены все средние и слабые песни, и альбом подбирался почти
исключительно из хитов. Кстати, одну из отброшенных тогда песен -
"2001 год" - сейчас активно гоняют FM-радиостанции, преподнося ее
как новый шлягер "Крематория". Но мы-то с тобой знаем, что она была
впервые исполнена аж в 1987 году на фестивале рок-лаборатории, после
чего ни разу не исполнялась на концертах и не планировалась к
записи... Новый альбом был очень нужен. И не только потому, что
время приспело, а потому, что он должен был стать особенным. Он
должен был стать коммерческим и хорошо распространиться. Не
стихийным образом и не профессиональными каналами. Говорить в 1988
году о выпуске виниловых дисков группы с названием "Крематорий" было
невозможно, а потому ставка делалась на сеть "писарей", занимавшихся
копированием на магнитной ленте. Стояла задача сделать все, чтобы
его "тираж" был максимальным и чтобы дошел он до максимального
количества слушателей. И целей этих мы достигли.
- А ставились ли какие-нибудь творческие
планки? -Естественно, стояла задача записать этот альбом
так, чтобы и уровень исполнительский, и уровень записи (то есть
продюсерский) были качественно новыми по сравнению с предыдущими
записями. Для этого, во-первых, требовалось пригласить новых
музыкантов. Ведь в составе не было ни гитариста, ни барабанщика.
Когда начали готовиться к записи, решили, что и более
профессиональный скрипач не помешал бы. Хотя со всеми комплиментами
в адрес Россовского я согласен, но это то, что касается манеры его
концертной игры. Но в студийном плане, наверное, требовались
дополнительные музыканты... Ну а все остальное, то, что Григорян
пригласил саксофониста и семейную пару на подпевки, - это была его
личная инициатива.
-Ты хочешь сказать, что все основные вопросы
решались не лично Григоряном, а коллегиально?
-Большинство вопросов решались коллегиально!
-Кем? -Я боюсь, что дам сейчас не
самое точное определение... Решалось двумя людьми: мной и
Григоряном. Все, что касается аранжировок, - в этом принимали
участие все музыканты, а стратегические вопросы решались нами
вдвоем...
-Почему все-таки на альбоме звучала дурацкая
ритм-машинка? Не могли найти барабанщика? Но ведь был верный друг
Севастьянов. - Я даже не помню. То ли он к тому времени
уже с головой ушел в бизнес, в какие-то комсомольские дела... Проще
оказалось играть с компьютером, тем более что он не ошибается.
Кондратий (Алексей Кондратьев являлся конструктором и программистом
ритм-машинки в одном лице) ведь написал индивидуальную программу на
каждую песню... А может быть, просто не хватало времени на введение
в уже готовую музыку нового человека.
-А было известно, где будет производиться
запись? -Конечно, нет! Черновую, прикидочную запись
сделали где-то у Кондратия, в служебном помещении при МАИ, на
бытовой магнитофон и пульт "Электроника". Я в это время начал искать
студию... У нас были хорошие отношения с инструментальной группой
"Деревянное колесо", мы даже отработали несколько совместных
концертов. Они первыми и записались на киностудии им. Горького, а
также порекомендовали мне это место. Я съездил туда, познакомился со
звукорежиссером Николаем Николаевичем Шестовым и обсудил с ним
подробности. Но мало было найти студию, требовались и деньги на
запись. У нас таких денег не было. Тогда мы договорились с
рок-лабораторией, что они оплатят нам запись, а мы обязуемся
отработать эту сумму концертами, получая за них лишь наши тарифные
ставки в 6 рублей 50 копеек за каждое выступление. Ведь незадолго до
этого мы прошли тарификацию Министерства культуры, в которой
принимал участие и ты. Итак, те концерты, в которые нас "вписывала"
рок-лаборатория, мы работали практически бесплатно.
-Еще о проблеме столь необходимых для группы
музыкантов. Что ты скажешь о гитаристе Олеге Лагутине? Как он попал
в группу? -Гитарист группе был просто необходим, так как
после твоего ухода в "Крематории" просто не осталось музыканта с
электрогитарой. А Лагутина я хорошо знал, мы с ним много лет
занимались музыкой, правда в большинстве своем кабацкой. Вся наша
компания - я, Пушкин и Россовский - считала его весьма приличным
гитаристом, хотя и не самого близкого "Крематорию" жанра. Как я уже
сказал, он играл, в основном, ту эстрадную музыку, что потреблялась
на танцплощадках и в кабаках. Ну и, по сложившейся среди
отечественных музыкантов традиции, для себя Олег поигрывал западную
рок-классику... Но вернемся к "Крематорию". В тот момент позволить
себе пригласить крутого сессионного гитариста мы не могли - на это
не было денег. А для того чтобы найти постоянного гитариста в
группу, нужно вообще проделать адскую по своему объему работу, так
как разыскать следовало бы не просто хорошего музыканта, но и
единомышленника по музыкальному направлению. Конечно, Лагутин не был
идеальным вариантом, но это было лучшее из того, что мы на тот
момент имели. А так как вопрос записи альбома являлся неотложнейшей
задачей, вопрос о вхождении Олега в группу был решен. А если
говорить, скажем, о звукоизвлечении - он был лучшим из всех, кто до
того работал в группе. К тому же он умел придумывать гитарные
партии, и они нравились Григоряну. Кстати, на концертах он играл с
драйвом и неплохо держался на сцене... Хотя, откровенно говоря,
"Крематорий" не являлся музыкой Олега Лагутина.
-Чтобы закончить вопрос о музыкантах того
состава, расскажи о появившемся в группе почти в то же самое время,
но не записывавшемся на "Коме" барабанщике Андрее Сараеве.
-Необходимость в барабанщике была крайне острой, ведь
продолжать выступать на концертах с самопальной драм-машинкой было
немыслимо. Я искал барабанщика долго и планомерно. И все-таки нашел
его. А точнее нашел его мой двоюродный брат Сева Гродский. Севе
тогда было девятнадцать лет, ему н равился "Крематорий" - это было
чисто возрастное пристрастие. Он и его друзья образовали первый
неофициальный крематорский фан-клуб... В то время "Крематорий" делил
с группой "Ва-банк" репетиционную базу в ДК им. Курчатова, и именно
туда, на репетицию, я впервые и привез Сараева.
-Я знаю, что Андрей Сараев до этого играл в
ритм-энд-блюзовой команде "Танграм". Но их музыка была более
навороченной, чем опусы "Крематория". -...Сараев получил
кассету с концертным репертуаром "Крематория" и отправился
разучивать песни.
-Вернемся к альбому "Кома". Как проходила
запись? -Как по маслу - никогда не бывает, однако
основной проблемой стала нехватка времени. Хотя рок-лаборатория дала
очень много времени, но бывает так, что какая-то конкретная вещь не
идет, и все!.. Что касается готового альбома, заранее была
разработана операция по его продаже. По существовавшей тогда
практике, качественные мастер-тейпы с оригинала покупали так
называемые "писатели" и срочно начинали тиражировать новую запись,
чтобы оправдать свои затраты. Сделка происходила, чуть ли не через
час после окончательного сведения записи. "Писателей" было не так уж
много, и все они стремились купить запись как можно быстрее. Кстати,
устаревала запись, а значит, и падала в цене, буквально день ото
дня, можно сказать - по часам. Ведь каждый "писатель" начинал
подозревать, что один из его конкурентов уже купил пленку и первым
снял сливки. У каждого из столичных "писателей", в свою очередь,
существовали региональные дилеры, покупавшие пленки для
тиражирования у него. Так что, на этом неофициальном рынке царил
культ экономического смысла, жестко связанный с фактором времени.
Ведь чем дальше, тем больше могло случиться утечек оригинала: с
самой студии, от кого-нибудь из музыкантов и тому подобное... В
нашем случае этого удалось избежать, и "Кома" была успешно продана.
Сейчас я уже не помню, кому была продана запись и какова была цена -
какая-то смешная сумма в 200 или 250 рублей...
-Тем не менее, пленка все же была продана, и
уж моральное удовлетворение у группы было наверняка.
-Удовлетворение было. Ведь существовал неофициальный
прейскурант, по которому подобная тиражная копия самых крутых групп
- типа "Машины времени" или "Аквариума" - стоила, предположим, 300
рублей. Я подчеркиваю, что сумма эта - абсолютно условная. Тариф
средних групп был ниже, предположим - 200 рублей. Так вот, "Кома"
была продана за сумму выше средней. Это был коммерческий успех, хотя
покупатели еще даже не слышали записи. Все переговоры велись
предварительно...
-Хочу задать вопрос по творческой
составляющей нового альбома. Для этого я должен прицепиться к одной
из сказанных тобой сегодня фраз. Ты говорил, что не спорил с
Григоряном по поводу работавшей на подпевках семейной пары Власенко
- Бочарова. На мой взгляд, - и это не только мой взгляд, иначе я бы
не стал об этом говорить, - эти явно не-крематорские двухголосия
очень мешали восприятию песен, в которых они использовались.
Особенно версия "Мусорного ветра", где основному голосу Григоряна
вторил некий КСП-шный вокальный ансамбль. И это притом, что, с
подачи все той же рок-лаборатории, в 1987 году для телемоста
Москва-Питер эта песня была записана в классной, донельзя печальной
версии с привлечением второго скрипача Вадима Саралидзе.
-Возможно, профессиональный уровень записи был хуже
необходимого, а это сразу же делало использование предыдущей версии
"Мусорного ветра" невозможным. Что касается подпевок на "Коме", то
мне они не нравились ни тогда, ни сейчас - хотя я давно уже не
слушал "Крематорий". Это совершенно некрематорский, инородный
стиль.
-А почему не мог спеть кто-нибудь из
"крематорского" круга, например ты сам? -Я не знаю.
По-моему, это была навязчивая идея Григоряна. Я не стал спорить. Не
было особого смысла бороться, так как "Мусорный ветер" был на тот
момент хитом номер один. Кстати, рок-лабораторская верхушка во главе
с Ольгой Опрятной назвали "Мусорный ветер" песней года. В каком бы
исполнении она ни была записана, она все равно бы прошла на ура...
-Альбом записан и удачно продан. Что еще
группа предпринимала в тот момент, чтобы повысить свой рейтинг?
- Поскольку выпуск альбома являлся стратегическим ходом,
то велась серьезная подготовка не просто к записи, но и к
"последствиям" этой записи. Как я уже сказал, вопрос распространения
по стране был решен успешно - "Кома" попала к самым "топовым"
распространителям. Время выхода альбома тоже было удачным: он не
попадал в мертвый сезон, каковым является лето и отчасти весна. К
тому же мы "попали в точку" с конкурсом магнитоальбомов, объявленным
журналом "Аврора". Условия конкурса были предельно простыми:
присылайте запись своего альбома в совокупности с анкетой группы.
Победителю журнал "Аврора" - в то время крайне популярный - обещал
публикацию на своих страницах. Кроме того, должен был состояться
грандиозный концерт лауреатов в Питере. Подчеркну, что конкурс
являлся всесоюзным: участники представляли полный географический
спектр, от Владивостока до Калининграда. Нашей посылке
предшествовала большая подготовительная работа, в результате чего
альбом не проделывал почтового путешествия. Фонограмма с анкетой
попали в руки одному из членов жюри, причем этот человек заранее был
подготовлен и настроен по отношению к группе доброжелательно.
>>> продолжение
страницы [1] [2][3]
наверх на главную
|
|